КАМАЗ-Арктика

    Проект «Создание высокотехнологического производства экологически безопасных вездеходов на шинах низкого давления для освоения Арктических зон РФ, Сибири и Дальнего Востока в интересах добывающих отраслей промышленности» выполнен в рамках постановления правительства РФ от 9 апреля 2010 г. N 218 «Об утверждении Правил предоставления субсидий на развитие кооперации российских образовательных организаций высшего образования, государственных научных учреждений и организаций реального сектора экономики в целях реализации комплексных проектов по созданию высокотехнологичных производств».
    Сроки выполнения НИОКТР: 01.2016 – 12.2018
    В рамках выполнения проекта было разработано семейство вездеходных транспортных средств, включающее в себя:
    1) Вездеход с колесной формулой 6х6 (ВТС 6х6), с шарнирно-сочленённой несущей системой и полной массой 30 тонн. Общий вид ВТС 6х6 представлен на рисунке 1, технические характеристики – в таблице 1;
    2) Вездеход с колесной формулой 8х8 (ВТС 8х8), с шарнирно-сочленённой несущей системой и полной массой 40 тонн. Общий вид ВТС 8х8 представлен на рисунке 2, технические характеристики – в таблице 2.
    Основными отличительными особенностями ВТС являются следующие системы и узлы:
    1) Шарнирно-сочлененные несущие системы;
    2) Система подрессоривания задних колес с жестким балансиром;
    3) Жилой модуль, обеспечивающий комфортное пребывания экипажа при температуре окружающей среды до – 50 °С.
    ВТС способно перевозить грузы, буксировать прицепы, учувствовать в монтаже специального оборудования и инженерных установок хозяйственного назначения при эксплуатации по всем видам дорог и местности. ВТС имеют возможность перевозить грузы и пассажиров как по дорогам общего пользования, что было достигнуто за счёт применения специально разработанной шарнирно-сочленённой несущей системы и колёсных движителей типа «габарит», так и в особо тяжелых условиях бездорожья за счет применения шин типа «негабарит».
Основные характеристики ВТС 6х6:
Длина, мм 11070
Ширина на шинах «габарит», мм 2500
Высота на шинах «габарит», мм 4000
Дорожный просвет на шинах «габарит», мм 670
Колея на шинах «габарит», мм 1820
Высота на шинах «негабарит», мм 3850
Ширина на шинах «негабарит», мм 3380
Дорожный просвет на шинах «негабарит», мм 598
Колея на шинах «негабарит», мм 2340
База, мм 3985/2315
Снаряженная масса автомобиля, кг 17000
Грузоподъемность, кг 13000
Полная масса, кг 30000- нагрузка на переднюю ось, кг 10500- нагрузка на заднюю тележку, кг 19500
Максимальная скорость, км/ч 60
Двигатель:
Дизельный, четырехтактный, с V-образным расположением цилиндров, газотурбинным наддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха
Модель KAMAZ 740.37-400
Максимальная полезная мощность, кВт (л.с.) 294 (400) при частоте вращения коленчатого вала, об/мин 1900
Максимальный полезный крутящий момент, Н*м (кгс*м) 1766 (180) при частоте вращения коленчатого вала, об/мин 1250-1350
Число цилиндров 8
Диаметр поршня, мм 120
Ход поршня, мм 130
Рабочий объем, л 11,76
Системы питания:
Вместимость топливных баков, л 2×350
Очистка воздуха Трехступенчатая с фильтрующим элементом сухого типа
Система охлаждения Жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией ОЖ
Электрообрудование:
Напряжение, В 24
Аккумуляторы, В/А*ч 2х12/210
Коробка передач:
Механическая, синхронизированная. Состоит из четырехступенчатой основной коробки передач, делителя и демультипликатора. Модель 16 S 1820 TO
Количество передач 16 переднего и 2 заднего хода
Управление основной коробкой передач — дистанционное механическое
Управление демультипликатором и делителем — пневматическое
Раздаточная коробка:
Трехвальная, двухступенчатая, с цилиндрическим блокируемым межосевым дифференциалом Модель VG 2000/396
Передаточное число низшей передачи 1,536
Передаточное число высшей передачи 0,890
Отношение распределения крутящего момента 2,696
Управление Пневматическое
Ведущий мост:
С разнесенной главной передачей. Состоит из одноступенчатой центральной конической передачи и колесного редуктора с цилиндрическими прямозубыми шестернями. С блокировкой межколесного дифференциала
Передаточное число центральной передачи 2,07
Передаточное число колесного редуктора 3,06
Общее передаточное число ведущего моста 6,33
Управление блокировкой Пневматическое
Подвеска:
Переднего моста зависимая, рессорная с гидравлическими амортизаторами
Задней тележки зависимая с жестким балансиром на продольных и поперечных рычагах с резинометаллическими упругими элементами
Ход подвески, мм 180
Рулевое управление:
Гидрообъемное с механической обратной связью за счет складывания несущей системы
Модель гидроусилителя ZF 8099.965.410
Угол складывания несущей системы, ° ±45
Радиус поворота с шинами «габарит», м 8,2
Радиус поворота с шинами «негабарит», м 9,2
Колеса и шины:
Тип колес Дисковые
Тип шин Радиальные, бескамерные
Обозначение шин «габарит» 710/70 R38
Обозначение шин «негабарит» 66х43,00R25
Кабина:
Цельнометаллическая, тоннельного типа
Трёхместная
Грузовая платформа:
Размеры (ДхШхВ), мм 4892х2475х725
Производитель НЕФАЗ
Конструкция Прямоугольная, с откидывающимися боковыми и задним бортами
Основные характеристики ВТС 8х8:
Длина, мм 12080
Ширина на шинах «габарит», мм 2540
Высота на шинах «габарит», мм 4000
Дорожный просвет на шинах «габарит», мм 650
Колея на шинах «габарит», мм 1820
Ширина на шинах «негабарит», мм 3380
Высота на шинах «негабарит», мм 3850
Дорожный просвет на шинах «негабарит», мм 500
Колея на шинах «негабарит», мм 2340
База, мм 2080/4405/2320
Снаряженная масса автомобиля, кг 24000
Грузоподъемность, кг 16000
Полная масса, кг 40000- нагрузка на первую ось, кг 9970- нагрузка на вторую ось, кг 10020- нагрузка на заднюю тележку, кг 10140
Максимальная скорость, км/ч 60
Двигатель:
Дизельный, четырехтактный, с рядным расположением цилиндров, с одноступенчатым турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха
Модель KAMAZ 910.11-500
Максимальная полезная мощность, кВт (л.с.) 368 (500) при частоте вращения коленчатого вала, об/мин 1900±25
Максимальный полезный крутящий момент, Н*м (кгс*м) 2305 (235) при частоте вращения коленчатого вала, об/мин 1300±50
Число цилиндров 6
Диаметр поршня, мм 130
Ход поршня, мм 150
Рабочий объем, л 11,946
Системы питания:
Вместимость топливных баков, л 2×500
Очистка воздуха:
Трехступенчатая с фильтрующим элементом сухого типа
Система охлаждения:
Жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией ОЖ
Электрообрудование:
Напряжение, В 24
Аккумуляторы, В/А*ч 2х12/210
Коробка передач:
Механическая, синхронизированная. Состоит из четырехступенчатой основной коробки передач, делителя и демультипликатора.
Модель Allison 4500
Количество передач 6 переднего и 1 заднего хода
Передаточное число первой передачи 4,7
Передаточное число последней передачи 0,67
Раздаточная коробка:
Автоматическая с коробкой отбора мощности для привода насоса гидравлической системы модель КАМАЗ 633
Передаточное число низшей передачи 0,872
Передаточное число высшей передачи 1,593
Управление пневматическое
Ведущий мост:
С разнесенной главной передачей. Состоит из двухступенчатой центральной передачи и колесного редуктора с цилиндрическими прямозубыми шестернями. С блокировкой межколесного дифференциала
Передаточное число центральной передачи 4,98
Передаточное число колесного редуктора 3,06
Общее передаточное число ведущего моста 15,24
Управление блокировкой пневматическое
Подвеска:
Первого и второго мостов зависимая, рессорная с гидравлическими амортизаторами
Задней тележки зависимая с жестким балансиром на продольных и поперечных рычагах с резинометаллическими упругими элементами
Ход подвески, мм 180
Рулевое управление:
Гидрообъемное, поворот за счет складывания несущей системы
Угол складывания несущей системы, 45°
Радиус поворота с шинами «габарит», м 9
Радиус поворота с шинами «негабарит», м 10
Колеса и шины:
Тип колес Дисковые
Тип шин Радиальные, бескамерные
Обозначение шин «габарит» 710/70 R38
Обозначение шин «негабарит» 66х43,00R25
Кабина:
Цельнометаллическая, тоннельного типа
Двухместная со спальным местом
Грузовая платформа:
Размеры (ДхШхВ), мм 6112х2475х725
Производитель НЕФАЗ
Конструкция Прямоугольная, с откидывающимися боковыми и задним бортами